7 мая 2016 года Ярцевский райком КПРФ провел автопробег по деревням Ярцевского района в честь Дня победы Советского народа в Великой отечественной войне. В автопробеге участвовали шесть автомобилей, в том числе два автомобиля времён второй мировой ГАЗ-67 и один ретро автомобиль ГАЗ-69.
На призыв ко всем автолюбителям поучаствовать в автопробеге, неожиданно откликнулись любители автостарины. Они приехали на фронтовых автомобилях, которые восстановили в мельчайших деталях своими руками. Один из автомобилей ГАЗ-67 (выпуск его был начат в 1943 году) реально участвовал в войне и шестьдесят лет пролежал в болоте, другой, такой же автомобиль, был выпущен в 1947 году и восстановлен из хлама.
Мужчины, приехавшие на этих автомобилях, были одеты в военные гимнастёрки, из автомобиля звучали песни, посвящённые войне. С юмором у них тоже всё было в порядке. Вот анекдот, посвящённый нашим сегодняшним дорогам: «Доклад чиновника вышестоящему начальству. К встрече 9 мая готовы! Дороги разбомблены, противотанковые рвы выкопаны».
Вообще все они работают в ярцевской фирме по ремонту автомобилей. А в свободное время, для души, решили восстанавливать раритетные автомобили.
- Ведь мы же русские люди! – пояснил один из них, таким образом, подчеркнув, патриотический характер своего увлечения. Эти энтузиасты удивительно скромны и не особо хотят себя лично рекламировать.
Один из автомобилей был воссоздан в прошлом году и его уже могли видеть ярцевчане. К празднованию в этом году, было восстановлено ещё два автомобиля. 30 апреля был пробный выезд от гаража до памятника защитникам города Ярцево в 1941 году.
Итак, наша колонна двинулась в путь. Мы решили проехать круг по Пионерному, а уже потом двигаться на Ольхово, Петрово, Засижье.
Участники автопробега смогли убедиться, что дороги Ярцева разбомблены за первым же поворотом, на улице Горького.
Сельские дороги в более приличном состоянии. Встречные машины радостно сигналили, люди на обочинах махали руками и радовались как дети. А вот и первый вынужденный привал…
Головной ГАЗ-67 зачихал и заглох. Сразу собрался консилиум – в чем причина остановки? А тем временем папы с детьми стали фотографироваться на фоне военных авто. Свечи в порядке, искра есть… Ага! Засорился топливопровод. - Торопились к 9 мая запустить машину, видимо не до конца промыли бензобак и там, осталась ржавчина – пояснил автомеханик.
Кстати, бензобак, расположен на поверхности капота и часть его выходит в салон на приборный щиток, он располагается над двигателем, а топливо в карбюратор поступает самотёком (без бензонасоса) – продолжал он технические подробности.
Действительно машины во времена войны выпускались с минималистическими принципами. Страна экономила на всём. Например, «стоп» только слева, а указатели поворотов вообще отсутствуют.
Участник автопробега Вячеслав Першин предложил свой компрессор, чтобы продуть топливопровод. И вскоре ГАЗ-67 завелся, и колонна продолжила движение.
Первое возложение венков мы совершили в деревне Ольхово. Доехав до деревни Петрово, военные автомобили развернулись, и стали возвращаться домой. Это было самое дальнее путешествие в новой жизни автомобилей – старичков. Шутка ли? В семидесятилетнем возрасте пробежать почти тридцать километров!
В деревне Петрово мы не узнали мемориал. Чуть не проехали мимо. Возле него появилась церковь, но полностью исчезли деревья.
Берёзовая роща была полностью спилена. Ладно, городские чиновники, пилят деревья, почём зря, опасаясь, что они могут упасть на дом или машину. А вот кому помешали деревья в чистом поле?
Местная жительница, Валентина Николаевна Фёдорова, сказала с возмущением, что когда это делали, ни с кем из жителей не посоветовались.
Можно было без вырубки навести порядок. Ведь эти деревья посадили в своё время ветераны, школьники. А теперь воткнули прутики, и жди, покуда этот хмызник отрастёт! Кстати, и делегация Томских законодателей, которая приезжала возлагать венки своим землякам, воинам – томичам, так же была неприятно поражена наглой вырубкой деревьев «под ноль». Остались от рощи рожки да ножки. Вот так петровская власть плюнула в душу людям.
Валентина Николаевна также вспоминала, как в пятидесятые годы образовалось Петровское воинское захоронение, как свозили со всей округи кости павших воинов. В настоящее время братская могила содержит около 6000 тысяч солдат. Вспоминала, как после войны дети и подростки подрывались на минах и боеприпасах. И на глазах у неё выступили слёзы, а комок подкатил к горлу.
Далее мы посетили Засижье. С нами приехала жительница деревни Петрово В.Н.Фёдорова, что бы почтить память своих родных. Два её дяди, были партизанами и погибли в возрасте 18 и 19 лет. Их имена отлиты на табличках Засижьевского мемориала. Память односельчан и других солдат местные жители чтят. У обелиска мы увидели множество поминальных свечей.
А всего в братской могиле покоится прах 2420 воинов. Местный глава хотел спилить деревья и вокруг Засижьевского мемориала, но жители поднялись стеной. Отстояли прекрасный сквер.
Теперь наш курс на север района. В Капыревщине мемориал был обновлён в прошлом году. Как рассказал глава администрации А.А.Котов, спонсорами выступили не только местные, но и московские предприниматели. Секретарь местной ячейки КПРФ, депутат Капыревщинского сельского совета, Александр Никитич Ребиков, к нашему приезду собрал народ на митинг памяти.
Перед собравшимися выступил первый секретарь РК КПРФ Михаил Петрович Юденков. Он рассказал, о том, что необходимо помнить, сколько людей погибло на той Великой войне. В каждой деревне, где мы проезжали, в братских могилах похоронены тысячи и тысячи людей. А.Н. Ребиков рассказал, какие тяжёлые бои происходили в районе Капыревщины в 1941 году, но и тогда, солдаты, погибая, верили в Победу. Ю.В. Бухалов, рассказал о том, что нам надо беречь мир. Мы живём под чистым, голубым небом и часто не задумываемся о мире. Это как само собой разумеющееся. Но кто мог подумать, что в наше время на Украине, в Донбассе и Луганске, будут бомбить жилые кварталы, убивать мирных жителей, детей?! Рассказал о героической обороне Ярцево в 1941 году и том, что мы, несмотря на то, что московские чиновники не захотели признать Ярцево городом воинской славы, должны помнить, что живём на героической земле.
В Мирополье на возложение венков приехал глава сельской администрации Александр Николаевич Ильин. Кстати, единственный в районе беспартийный глава. Обелиск в этой деревне скромный, но ухоженный.
В Репино памятное место расположено возле клуба и также висят таблички с именами погибших. Как же обильно была полита кровью Смоленская земля! Здесь мы также возложили венки.
Далее мы возвращаемся домой, но перед Ярцевом мы посетили деревню Михейково. Обелиск и памятник, здесь так же обновлены и находятся в очень хорошем состоянии, благодаря местным предпринимателям.
Тем досаднее видеть, как накануне 9 мая, местная глава – единоросс Вера Басюль, не удосужилась сделать то, что обязана – навести чистоту и порядок. Дорожка в грязи, да плюс к тому поперёк её валяются два бордюра.
В автопробеге участвовали не только водители. В качестве пассажиров также участвовала и молодёжь. Школьник Кирилл Скотников был, особенно впечатлён поездкой на военном автомобиле с открытым верхом и, кроме того, впервые побывал на воинских мемориалах района. Вячеслав Першин пояснил, что целью его участия в автопробеге было отдать дань памяти воинам Великой отечественной войны.
Все участники автопробега остались довольны поездкой по родному краю.
Юрий Бухалов